Оранжерея “Зеленый дом”
Оранжерея субтропических и тропических растений.
Площадь около 120 кв. м.
Официальное открытие состоялось 27 декабря 2017 года.
Финансовые средства на строительство новой оранжереи «Зеленый дом» были выделены в рамках государственной целевой программы Министерства образования и науки РФ по поддержке уникальных объектов высшего образования.
Коллекционный фонд (по состоянию на 2019 год) - более 350 видов, сортов и форм растений.
Для экспонирования растений в оранжерее «Зеленый дом» выбран сюжетный подход, при котором все растения собраны в дисплеи, каждый из которых одновременно является законченной по стилю и сюжету композицией, служит логичным содержательным переходом каждой композиции к следующей и при этом, все дисплеи оранжереи «Зеленый дом» «увязаны» в единую идею - «зимний сад эпохи Просвещения». При создании дисплеев были использованы различные дизайнерские элементы, включая мебель и элементы декора. Подобный подход к экспонированию в оранжереях ботанического сада является для российского сообщества ботанических садов своеобразной инновацией. Для разработки и воплощения подобного подхода к экспонированию был использован опыт лучших с точки зрения оранжерейного экспонирования ботанических садов мира – оранжерей Садов у залива (Сингапур), Миссурийского ботанического сада и Ботанического сада Денвера (США), Ботанического сада Пекина (КНР) и ряда других. В основу была положена «школа» Ботанических садов Лонгвуд (Longwood Gardens) в Пенсильвании (США).
Ниже мы познакомим Вас с некоторыми дисплеями.
Дисплей “Воздушный поцелуй”
Встречает всех гостей «Зеленого дома» монохромная «легкая» композиция, своеобразный небольшой «белый» сад, в котором все растения сосредоточены и увязаны с комплектом садовой мебели, скульптурами, керамикой и элементами декора белого цвета. Колористика монохромного белого сада стала основной темой при создании этого дисплея, получившего название «Воздушный поцелуй». Все растения, которые использованы в этом дисплее имеют белую форму цветков и в случае наличия декоративной листвы, она белопестрая.
![](/rails/active_storage/blobs/redirect/eyJfcmFpbHMiOnsiZGF0YSI6NjcwMTUwLCJwdXIiOiJibG9iX2lkIn19--ee67e7e1fb6e43dee39439988ce6d05122c96879/MyCollages%20(4).png)
Этот дисплей сформирован как небольшой приватный монохромный садик для уединенной трапезы или отдыха с настроением регионов Южной Европы или Средиземноморья. В состав данного дисплея входят растения: лавр благородный (лат. Láurus nóbilis), мирт обыкновенный (лат. Mýrtus commúnis), розмарин лекарственный (лат. Rosmarínus officinális), олива, или маслина (лат. Olea europaea), которые являются в теплый сезон приставной культурой для экспозиции на открытой территории Сада. Соответственно, часть растений приставной культуры продублированы в этом дисплее в качестве постоянных посадок в грунт таким образом, чтобы в момент выноса приставных образцов из оранжереи композиция дисплея не теряла своей декоративности. Среди растений, которые использованы в данном дисплее, есть виды, которые не являются по географическому происхождению средиземноморскими или южно-европейскими: куфея иссополистная (лат. Cuphea hyssopifolia), муррайя метельчатая (лат. Murraya exotica), брейния снежная (лат. Breynia nivosa), но имеют фактуру побегов и листвы, которая соответствует выбранному стилю. Соответственно, экологический принцип подбора растений в экспозиции здесь также внимательно учтен. Во многом, именно это делает данную экспозицию целостной и законченной. Садовая мебель в данном дисплее, как и в составе других в оранжерее «Зимний сад» используется для организации тематических выставок растений и фотосессий.
Композиция дисплея «Воздушный поцелуй» «увязана» с ажурной аркой белого металла, увитой жасмином лекарственный (лат. Jasminum officinale), которая является переходом к остальной территории оранжереи. Арка формирует своеобразную садовую висту, которая определяет начало маршрута как видовую точку. Сформированная аркой неглубокая, но выразительная садовая виста успешно формирует фокусную точку в конце этой части дорожки где этим фокусным центром становится пальма трахикарпус Форчуна (лат. Trachycarpus fortunei), которая в свою очередь является центром формального декоративного дисплея с растениями и малыми архитектурными формами. Подобный прием позволил очень четко сконцентрировать внимание гостей, которые входят в Зеленый дом и задать четко
определенное направление прогулки по его территории.
Сообразно круговой дорожке, которая проходит по всей оранжерее «Зеленый дом», вся ее территория разделена на два крупных блока, в которых скомпонованы посадки растений и собственно дисплеи. Это дисплеи одностороннего обзора, в которых все элементы композиции сосредоточены между дорожками и стеной оранжереи и дисплеи кругового обзора, в которых растения и элементы декора соединены в композиции в центральной части посадочной зоны оранжереи.
Дисплей “Путь специй”
Дисплей «Путь специй», который видят гости оранжереи, проходя через арочные ворота, является одним из дисплеев одностороннего обзора небольших по площади, но насыщенных по семантике. В этом небольшом дисплее кратко, но выразительно представлена история одного из самых драматичных этапов эпохи Великих географических открытий – войн за «земли специй». Поиск европейцами морских путей в Индию, Китай и Юго-Восточную Азию, во многом были обусловлены стремлением взять под контроль торговые пути и места выращивания пряностей.
![](/rails/active_storage/blobs/redirect/eyJfcmFpbHMiOnsiZGF0YSI6NjcwMTUzLCJwdXIiOiJibG9iX2lkIn19--0877c50fc8e31cb3c23da1285d94795ed590044a/MyCollages%20(6).png)
Дисплей «Путь специй» это семантически наполненная композиция, которая объединила в себе ряд видов растений – источников пряностей: перец черный (лат. Píper nígrum), имбирь (лат. Zīngiber officināle), кардамон (лат. Elettaria cardamomum), цитрон пальчатый “Рука Будды” (лат. Citrus medica var. sarcodactylis), камелия горная (лат. Camellia sasanqua), апельсин горький (лат. Cítrus aurántium ver. amara), лайм (лат. Citrus aurantiifolia), Таро, или калоказия съедобная (лат. Colocásia esculénta), а также камелия китайская, или чай (лат. Caméllia sinénsis) и кофе аравийский (лат. Coffea arabica) с аксессуарами, которые семантически раскрывают этот дисплей: солнечные часы-астролябию, обитый тисненой кожей сундук, деревянный столик сервированный керамическим китайским чайным сервизом, с пальмовыми шкатулками для специй, кофемолкой и кофейной туркой, небольшой макет чайного клипера.
Дисплей “Викторианская садовая гостиная”
Дисплей «Викторианская садовая гостиная» создан в торцевом фрагменте центральной части посадочной зоны оранжереи, наиболее удаленной от начала маршрута. Это дисплей кругового обзора, в котором растения сосредоточены среди искусственно патинированного комплекта садовой мебели, с аксессуарами и элегантной скульптурой борзой – грейхаунда.
![](/rails/active_storage/blobs/redirect/eyJfcmFpbHMiOnsiZGF0YSI6NjcwNDE4LCJwdXIiOiJibG9iX2lkIn19--30e813ca61b53d8fbb7b40a1550d8e75e76edd30/MyCollages%20(11).png)
Дисплей «Викторианская садовая гостиная» отражает настроение зимнего сада эпохи Просвещения и несет черты стилей, которые были сформированы во времена колониальных европейских приобретений, которые, во многом, совпали со временем масштабных ботанических открытий европейцами новых видов растений в тропиках и субтропиках и их появлении в Европе. Среди растений этого дисплея преобладают виды пальм: хамедорея металлика (лат. Chamaedorea metallica), хамедорея изящная (лат. Chamaedorea elegans), хризалидокарпус желтоватый (лат. Chrysalidocarpus lutescens), рапис многорассеченный (лат. Rhapis multifida); папоротников: флебодиум золотистый (лат. Phlebodium aureum), адиантум венерин волос (лат. Adiāntum capīllus-venēris), костенец (асплениум) гнездовой (лат. Asplenium nidus), платицериум двувильчатый (лат. Platycerium bifurcatum), платицериум супербум (лат. Platycerium superbum), дидимохлена усеченная (лат. Didymochlaena truncatula) и др. и тропических плодовых растений: банан Тропикана (лат. Musa Tropicana), папайя (лат. Cárica papáya), какао (лат. Theobrōma cacāo). Кроме того, здесь высажены или выставлены различные виды и сорта семейств Ароидные (Araceae), Орхидные (Orchidáceae), Геликониевые (Heliconiaceae) и Бромеливые (Bromeliaceae). Помимо эклектичного викторианского стиля на подбор растений для этого дисплея повлиял и принцип подбора элементов композиции по цвету. Голубовато-зеленый оттенок патинированного металла садовой мебели и керамических аксессуаров обусловил выбор определенных видов растений с таким же оттенком и фактурой побегов, листьев и вай: хамедорея металлика, флебодиум золотистый, платицериумы двувильчатый и супербум. Кроме того, такую же колористику и фактуру имеют побеги оливы европейской, часть кроны которой, располагаясь рядом с этим дисплеем, является одновременно и его гармоничным фрагментом и логичным переходом к следующему дисплею кругового обзора «Средиземноморский дворик».
Дисплей “Средиземноморский дворик”
Дисплей «Средиземноморский дворик» имеет в качестве основного размерного и смыслового акцента старовозрастное дерево оливы европейской (лат. Olea europaea), возраст которой более 140 лет, что соответствует возрасту самого Ботанического сада ТвГУ, как исторического Сада-усадьбы конца XIX века. Дисплей «Средиземноморский дворик» воссоздает фрагмент зоны отдыха в южно-европейском саду. Состаренные под цвет ствола оливы европейской садовые аксессуары: скамья, фонари, полуколонны, плетеные и керамические аксессуары. Выразительный набор растений средиземноморской флоры и флоры Малой Азии: олива, или маслина (лат. Olea europaea), гранат обыкновенный (лат. Púnica granátum), инжир (смоковница) обыкновенный (лат. Fícus cárica), хамеропс приземистый (лат. Chamaerops humilis), розмарин (лат. Rosmarínus officinális), лаванда узколистная (лат. Lavándula angustifólia), плющ обыкновенный (лат. Hedera helix), птерис критский (лат. Pteris cretica), костенец (асплениум) сколопендровый (лат. Asplénium scolopéndrium), цинерария приморская (лат. Senecio cineraria), олеандр (лат. Nerium oleander), акант мягкий (лат. Acanthus mollis) и др. соединены в композиции с видами, которые не являются по географическому происхождению средиземноморскими или южно-европейскими: куфея иссополистная (лат. Cuphea hyssopifolia), камелия росторниана (лат. Camellia rosthorniana 'Cupido'), ацерола, или барбадосская вишня (лат. Malpighia emarginata), роза китайская (лат. Rósa chinénsis), дримис Винтера (лат. Drimys winteri) но имеют фактуру побегов и листвы, которая соответствует выбранному стилю. Соответственно, экологический принцип подбора растений в экспозиции здесь также внимательно учтен. Подобный прием является профессионально обоснованным и позволяет наглядно демонстрировать подобный прием подбора растений для садовых композиций как для студентов, которые получают специальность садовников и садовых дизайнеров, так и для всех гостей оранжереи «Зеленый дом». Старовозрастное дерево оливы европейской, кроме того, неслучайно посажено в фактическом центре оранжереи «Зеленый дом». Оно является его символом и смысловым центром и благодаря своему возрасту и благодаря глубокому символизму оливы в европейской и в общемировой истории и культуре, как эмблемы мира и согласия.
![](/rails/active_storage/blobs/redirect/eyJfcmFpbHMiOnsiZGF0YSI6NjcwNTA1LCJwdXIiOiJibG9iX2lkIn19--dc19a38868fbe9248ed1d8eebf4dd6e79e1791d6/MyCollages%20(9).png)
Создавая композицию дисплея «Средиземноморский дворик» нам также искренне хотелось подчеркнуть то, что часто ускользает от сознания гостей оранжереи «Зеленый дом», которые не являются сами садовниками или людьми, которые самостоятельно выращивают растения – трудный и зачастую тяжелый, высокопрофессиональный труд собственно садовников, а в нашем случае и ботаников! Поэтому, неслучайно, что здесь гости могут увидеть садовые инструменты и даже продукты, которые получены из растений. В специальной корзинке на скамье под оливой появляются, время от времени, словно приглашая на пикник, маслины и оливковое масло, багеты и фрукты, сушеные пряные травы и сухофрукты. Семантика садовой композиции складывается, в том числе, и из внимания к мелочам, которые иногда могут иметь значительное влияние не только на общую декоративность дисплея, но на его смысловое и просветительское значение. Это особенно важно для ботанических садов, в которых садовые дисплеи и экспозиции помимо декоративных качеств должны еще иметь образовательно-просветительский смысл. В качестве примера можно привести фрагмент композиции дисплея «Средиземноморский дворик», в котором рядом с растением акант мягкий (Acanthus mollis) выложены фрагменты капители колонны с лепным декором в виде стилизованных листьев все того же аканта. Подобный пример трансформации стилизованной формы листа растения, ставшего одним из важнейших элементов одного из стилистических направлений в архитектуре периода античности – коринфского стиля, является очень показательным во время мастер-классов, образовательных и просветительских лекций и туров для гостей оранжереи «Зеленый дом».
Дисплей “Тропический музыкальный салон”
В формировании коллекции и создании дисплеев оранжереи «Зеленый дом» принимал участие не только коллектив Ботанического сада ТвГУ. Жертвователями растений и средств для формировании коллекции и приобретения декора и аксессуаров стали российские и зарубежные ботанические сады, а также целый ряд тверских частных и государственных организаций и частных дарителей. Почти каждый дисплей оранжереи «Зеленый дом» имеет своего попечителя, о чем говорят таблички, которые возле них установлены. Одним из таких дисплеев стал «Тропический музыкальный салон». Взрослый экземпляр монстеры деликатесной (лат. Monstera deliciosa) для этого дисплея был подарен Саду Тверской академической областной филармонией (далее - Филармонией). После посадки монстеры сотрудники Сада стали разрабатывать проект собственно дисплея, возле этого растения. Идея «лежала» почти на поверхности - растение из Филармонии словно задавало музыкальную тему изначально, так и появился в оранжерее «Зеленый дом» «Тропический музыкальный салон». Антикварное фортепиано, а затем и антикварная скрипка были также подарены Филармонией. И именно они стали основными декоративными и смысловыми элементами, вокруг которых была сформирована композиция из растений. Ароидные (Araceae), орхидные (Orchidáceae), геликониевые (Heliconiaceae), бромелиевые (Bromeliaceae), меластомовые (Melastomataceae) – представители именно этих семейств, а также различные виды папоротников сформировали постоянную композицию растений этого дисплея. Музыкальные инструменты стали не просто элементами декора, рабочие поверхности фортепиано как нельзя лучше подошли для организации сменяемых выставочных групп растений и своеобразной витриной для демонстрации садового инвентаря и принадлежностей в образовательно-просветительских целях. Стеклянные колпаки для защиты всходов, действующий «ящик Уорда», инструменты садовника и образцы терракотовых садовых горшков и кашпо – многому находится постоянное или временное место в «Тропическом музыкальном салоне».
![](/rails/active_storage/blobs/redirect/eyJfcmFpbHMiOnsiZGF0YSI6NjcwNTA5LCJwdXIiOiJibG9iX2lkIn19--e94cc38fd9696f395d84f2a96330966acddbb44d/MyCollages%20(10).png)
Музыкальные инструменты, ставшие основой для создания дисплея «Тропический музыкальный салон» определили еще одно направление работы оранжереи «Зеленый дом». Оранжерея стала не только местом сбора и экспонирования коллекций растений, и местом проведения тематических выставок растений, но и своеобразным уникальным творческим пространством. В оранжерее «Зеленый дом» проходят выставки живописи и скульптуры, камерные музыкальные концерты и вечера поэзии, дегустации и мастер-классы. При этом, отрабатывается особая методика организации и проведения творческих событий с учетом режима содержания коллекции растений и микроклимата оранжереи.
Новая оранжерея Ботанического сада Тверского государственного университета «Зеленый дом» стала не просто знаковым этапом в истории восстановления и развития самого Сада. Новая оранжерея «Зеленый дом» стала событием в жизни всего города Твери и Тверского региона, первым и пока единственным «общественным зимним садом» доступным для посещения каждый день и круглый год каждому гостю, приходящему в Сад. Новые подходы к экспонированию растений в оранжерее «Зеленый дом» были по достоинству оценены как нашими коллегами, специалистами российских и зарубежных ботанических садов, так и многочисленными гостями. Об этом показательно свидетельствуют – постоянный рост числа гостей, посещающих «Зеленый дом», отзывы в СМИ, социальных сетях, профессиональных журналах о дизайне дома и сада, книге отзывов Сада. Один из самых известных российских журналов о дизайне дома и сада «IN/EX» поместил информацию об оранжерее «Зеленый дом» в перечне пяти зимних садов и оранжерей Европы, которые стоит посетить!
Юрий Наумцев, Галина Макаренко, Михаил Чугаев
Источник: Зеленый журнал, 2019, выпуск 7
Фото Марии Кочеровой