Top.Mail.Ru
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Ботанический сад

×
О саде Новости Наука Образование Гостям Сада Услуги Сотрудничество
О садеКАРТА-ПЛАН САДАОбщие сведения, контактыИстория ботанического сада ТвГУОранжерея "Зеленый дом"Структурные подразделения
КАРТА-ПЛАН САДА
Общие сведения, контакты
История ботанического сада ТвГУ
Оранжерея "Зеленый дом"
Структурные подразделенияСектор ФлорыСектор ДендрологииСектор ЦветоводстваСектор по учебной работе со студентамиСектор Гербарий
НаукаIndex SeminumЗелёный журналСохранение биоразнообразияПубликации
Index Seminum
Зелёный журнал
Сохранение биоразнообразияСохранение биоразнообразия Тверского регионаПроект Интродукция как способ сохранения биоразнообразияНаучно-исследовательская работаУчебно-просветительская работаПрактическая деятельность по сохранению биоразнообразияРедкие и исчезающие растения Тверского регионаУникальные природные комплексы Тверской областиСотрудничество
Публикации
ОбразованиеПроектыВидеоэкскурсииЭкологическое образование и просвещениеШкола садовода-огородника
ПроектыAdopt a Tree! - Возьмите дерево в свою семью!Пчёлы в городе
ВидеоэкскурсииПроект "Ботанические экскурсии с Юрием Наумцевым"
Экологическое образование и просвещениеЭкскурсииПроведение учебных занятий на базе садаЭкологические акцииЭкологический лагерь для школьниковТворческие праздникиТренинг-семинары для учителей и методистовИнтерактивные экспозиции (модели, наглядные пособия)Информационные стендыВыставкиПопуляризация - издательская деятельностьРабота со СМИСотрудничествоМетодические материалы
Школа садовода-огородникаДендрологияПриродная флора
Гостям СадаКонтакты, проездВремя посещения, билетыЭкскурсииПравила посещенияКалендарь мероприятийАудиогид по ботаническому садуФОТОСЕССИИ
Контакты, проезд
Время посещения, билеты
Экскурсии
Правила посещения
Календарь мероприятий
Аудиогид по ботаническому саду
ФОТОСЕССИИ
УслугиЛекции и экскурсииКурсы и мастер - классыСадовое и ландшафтное планированиеПрезентации и праздникиСвадебные фотосессииРастения для Вас и Ваших садов
Лекции и экскурсии
Курсы и мастер - классы
Садовое и ландшафтное планирование
Презентации и праздники
Свадебные фотосессии
Растения для Вас и Ваших садов
СотрудничествоОбщество друзей СадаПрограммы для волонтеровПартнерская программа для меценатовСотрудничество с общественными организациямиСотрудничество с гос. организациями и структурамиМеждународное сотрудничествоСредства массовой информации (СМИ)
Общество друзей Сада
Программы для волонтеров
Партнерская программа для меценатов
Сотрудничество с общественными организациями
Сотрудничество с гос. организациями и структурами
Международное сотрудничество
Средства массовой информации (СМИ)

Новости

Студенческий проект "Монастырский аптекарский огород"

Студенческий проект "Монастырский аптекарский огород"

21 августа 2023

Среди целой серии экспозиций старинного парка в Саду Души есть и экспозиции созданные по "лекалам" монастырских садов. Как у каждой экспозиции и коллекции в Саду у них есть свой хранитель - куратор. В Саду Души куратор экспозиций монастырских садов - Серафим Коротяев. Конечно, Серафим еще студент 3 курса специальности садоводства на БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ТвГУ, но он уже овладел целым рядом приемов устройства монастырских садов и опыт, полученный в Саду, применяет на практике, проектируя и воплощая подобные экспозиции в рамках своей курсовой работы.История христианских монастырских садов уходит на несколько веков назад в эпоху Средневековья. Именно тогда складывается образ садового пространства, которое станет отправной точкой для многих элементов великих садовых стилей в последующие эпохи.Монастырский сад воспринимался как образ рая на земле... Подобно тому, как Бог создал сад Эдемский, так и человек, сотворённый по образу Божию, создаёт сад на земле. В некотором смысле, по христианским канонам, роль садовника семантически была уготована человеку Господом изначально: ведь Бог поместил человека в Эдем с тем, чтобы тот «возделывал и хранил его».

Символика монастырского сада связана, в первую очередь, с двумя наиболее значимыми для христиан садами – библейским Эдемом и, в меньшей степени, садом Песни Песней. Сходство рая и сада определялось многими чертами, начиная с обозначавших их понятий, которые в источниках часто употребляются как синонимы. В латинской версии книги Бытия райский сад Эдем обозначается термином paradisus, который происходит от древнегреческого παράδεισος (парк). Древнегреческий язык заимствовал этот термин из персидского (“paridaida” – «сад», «парк», авестийское “pairidaeza” – «то, что обнесено оградой»), куда он, в свою очередь, попал из шумерского, где использовался для обозначения некогда плодородного места, которое высохло и стало бесплодным. Впервые этот термин был использован Ксенофонтом для обозначения огромных парков персидских царей, полных разнообразных растений и животных. При этом термин paradisus в древнееврейском тексте Ветхого Завета отсутствует – ему соответствуют выражения «сад в Едеме», «сад Господень». Под paradisus в латинском языке имеется в виду именно закрытый, огороженный сад, и на практике – подобно раю, средневековые сады были местом непременно закрытым, обнесённым стенами, что неоднократно специально подчёркивалось. Правда, в Библии закрытость райского сада становится вполне очевидной только после изгнания оттуда людей.

Непосредственным прообразом для Эдема могли быть древневосточные сады. Последние, в нашем понимании, были похожи, скорее, на парки. Петр Достопочтенный даже называет рай «рощей». Особую ценность на древнем Востоке, а позже и в христианской традиции, имели сады, обладавшие собственным источником воды, поскольку они были полностью самодостаточны. Именно такой сад можно было тайно «запереть». Отчасти именно по этой причине в Библии особо подчеркивается наличие в раю реки для его орошения, которая затем разделяется на четыре. Этот мотив неоднократно появляется и в средневековых текстах, где райский источник становится символом вечной жизни.Рай впервые упоминается в Библии во 2 главе книги Бытия: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке... И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и древо жизни посреди рая, и древо познания добра и зла». Сколько-нибудь подробного описания Эдема в Библии нет, но это и не имело большого значения для средневекового человека, который без труда мог выделить те или иные конкретные характеристики на основе общих символических толкований. Вслед за Библией, в источниках XII в. рай нередко обозначается как hortus voluptatis. Так, образ рая оказывается непосредственно связанным с садом, и эти понятия часто находятся рядом в источниках XII в.
В источниках рай изображается как некое «идеальное» место. Николай Клервосский описывает рай как место, где «зеленые луга... высочайшие деревья, хороводы святых, и нет ни одной земли, которая была бы столь богата плодами». Обитающий в раю «окружен благоухающими плодами, увит цветами, увенчан благодатью и славой». «Рай сладости» предстает в образе обширного, прекрасного сада, наполненного дивными деревьями, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. Такое «натуралистическое» представление о Рае, по мнению некоторых исследователей, формируется под влиянием позднеиудейской и апокрифической литературы.

Cад Песни Песней описан в Библии более подробно. По крайней мере, есть некоторые сведения о том, какие растения там можно было увидеть. Аналогия между садом Песни Песней и раем прослеживается и в том, что «рай – это сад, куда Церковь приглашает своего возлюбленного».

Создание Сада как таковое есть уже акт символический и ценный сам по себе. Следует, однако, заметить, что в Книге Бытия имеются две версии сотворения человека и его места и роли в райском саду. Согласно первой, в которой, правда, ни о каком саде речи не идёт, человек был наделён правом владычествовать «над всею землёю». Согласно второй версии, человек был помещён в Эдеме, чтобы только «возделывать его и хранить его» Нетрудно заметить противоречие между двумя версиями: в первой человек – хозяин всей природы, во второй же – хранитель лишь малой её части, Эдема. Однако люди Средневековья, по всей видимости, не находили здесь противоречия, в каком-то смысле в сознании средневекового человека обе версии соединились в одну. Вся природа, таким образом, воспринималась, в некотором смысле, как один огромный сад, ожидающий быть возделанным человеком – полноправным садовником. Одной из главных символических функций сада, таким образом, становилось повторение процесса творения в миниатюре.

Не только Сад отсылает к раю на земле, но и сам монастырь.
Говоря о символическом значении монастырского сада, нельзя не вспомнить и о том, что уже начиная с раннего Средневековья в источниках появляется образ «духовного сада», который каждый человек должен возделывать в собственной душе для Господа. Сад, в который, входят «не ногами, но [благими] желаниями», и который возделывают благочестивыми помыслами. Важную роль играет здесь мотив восприятия Господа как садовника. Не только Эдем, но и все достойные люди и их добродетели, по словам Бернарда Клервосского, были «посажены» Господом.

Еще одно символическое значение монастырского сада отсылает к истории человечества. Бернард Клервосский в одной из проповедей на Песнь Песней говорит, что история трехчастна и схожа с садом: «творение подобно бросанию семян и севу, возвращение в лоно церкви – словно произрастание семян или растений», наконец, во время будущего обновления, которое наступит в конце времен, «праведники будут собраны среди грешников, как плоды в саду».

Главное значение монастырского сада состояло в том, что он был своего рода моделью земного рая, и сам процесс разбивки Сада как бы повторял процесс творения в миниатюре. Наличие Сада и возможности размышлять, гуляя по нему, давало верующему возможность приблизиться к Господу. Воссоздании в своем непосредственном окружении толики божественного совершенства – земного рая, своеобразным отражением которого был монастырский сад - одна из прекрасных христианских традиций. В этом году Серафим Коротяев вместе с настоятелем церкви Рождества Богородицы, в селе Рождество, Фировского района Тверской области начали реализацию проекта "монастырский аптекарский огород". 

Уже в самом начале встал вопрос о том как наиболее удачным образом разместить подобную экспозицию на пологом склоне. Лучшей идеей в этом вопросе оказалось разделение территории на две террасы с учетом рельефа местности. Сегодня в этом небольшом, но очень уютном монастырском огороде посажены лекарственные и эфиромасличные растения: коровяк чёрный, лаванда, чабрец, зверобой продырявленный, клевер золотистый или хмелек, иссоп, монарда, мята, шалфей, душица, земляника и другие травы.

Мы искренне рады за то, что сотрудники Сада Души, даже еще оставаясь студентами, постоянно совершенствуют не только свои теоретические знания, но и развивают на практике свои профессиональные навыки садовников. Поэтому мы поздравляем Серафима с его первым, но уверены, не последним садовым экспериментов, который, без сомнения, будет успешным.